Тернистый путь разоружения

  Глобальные и региональные инициативы Президента Нурсултана Назарбаева в области разоружения и нераспространения являются не только выверенными и востребованными, но и способными придать необходимый импульс этим важнейшим глобальным процессам.
  В условиях гонки ядерных вооружений между двумя мировыми сверхдержавами СССР И США огромный вклад в глобальный процесс укрепления международной безопасности и сокращения ядерной угрозы внес Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
  Указом от 29 августа 1991 года Глава государства закрыл крупнейший в мире Семипалатинский ядерный полигон. И это был первый шаг на пути ядерного разоружения в планетарном масштабе. Во многом благодаря Казахстану замолчали все другие полигоны планеты - Невада, Лобнор, Новая Земля. Державы «ядерного клуба» стали соблюдать мораторий на испытания...
  В то время ядерный арсенал Казахстана превышал ядерные силы Великобритании, Франции, Китая вместе взятые. В этой ситуации Президент, с учетом, прежде всего необходимости обеспечения мира и безопасности на планете, внешнеполитической ситуации и внутреннего социального положения в стране, принял единственно правильное решение - о выводе из Казахстана ядерного оружия, постепенной ликвидации соответствующей инфраструктуры.
  Как следствие США, Великобритания и Россия в 1994 году подписали меморандумы с Казахстаном, Беларусью и Украиной о предоставлении гарантий безопасности как странам, отказавшимся от ядерного оружия.
  По определению Нурсултана Назарбаева, «мы поднялись над глобальной угрозой и сделали принципиальный выбор в пользу безъядерной истории нашей страны и всего мира».
  Вывод всех ядерных боезарядов из Казахстана в Россию был завершен в апреле 1994 года, а к маю 1995-го с территории страны были выведены все межконтинентальные баллистические ракеты. В период с 1996 по 1998 годы при финансовом содействии США была ликвидирована инфраструктура ядерного оружия в Казахстане.
  Параллельно разоружались крупнейшие игроки «ядерного клуба». 5 декабря 1994 года вступил в силу Договор СНВ-1, ратифицированный всеми пятью государствами, являющимися его участниками, - США, Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной. Срок действия составлял 15 лет (до 5 декабря 2009 года). Но уже в 2001 году Россия и США заявили, что их страны выполнили обязательства. В мае 2002 года Москва и Вашингтон подписали Договор о Стратегическом наступательном потенциале (СНП), который ограничивал максимальное количество боезарядов в пределах от 1700 до 2200.
  Следующим этапом в ядерном разоружении России и США было подписание 3 января 1993 года Договора о СНВ-2. Основное положение - сокращение суммарного количества боезарядов до уровня 3 500 единиц. СНВ-2 был ратифицирован в США в 1997 году, в России - в 2000 году, однако 13 июня 2002 года после выхода США из Договора по противоракетной обороне Россия объявила об отказе от участия в Договоре о СНВ-2.
  Впрочем, на этом переговорный процесс не завершился — 2010 год ознаменовался подписанием в Праге Договора о СНВ-3 между РФ и Соединенными Штатами о дальнейшем сокращении стратегических ядерных вооружений. Сенат США ратифицировал СНВ-3 в декабре 2010 года, Государственная Дума России - в январе 2011 года. Договор вступил в силу 5 февраля 2011 года после обмена ратификационными грамотами на Мюнхенской конференции по безопасности. Договор рассчитан на 10 лет с возможной пролонгацией на 5 лет. Он предусматривает сокращение МБР, БР подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков - до 700 единиц, а также ядерных боезарядов - до 1 550единиц. Договор о СНВ-3 заменил СНВ-1, истекший в декабре 2009 года, также отменил действие Договора о СНП от 2002 года.
  Вне всякого сомнения, подписание Договора о СНВ-3 между Россией и США служит укреплению в целом безопасности на планете. Президент Нурсултан Назарбаев в связи с подписанием Договора о СНВ-3 отметил: «В последние дни мы наблюдаем явный прогресс в сфере ядерного нераспространения, разоружения и безопасности. Принята новая Ядерная доктрина США. Мы должны искренне поздравить президентов Барака Обаму и Дмитрия Медведева за подписание прорывного соглашения по стратегическим наступательным вооружениям. Этот исторический шаг должен быть поддержан всеми, и служить примером. Эта работа по сокращению всеми ядерными державами ядерных арсеналов не должна прерываться вплоть до полного их уничтожения ради мира на земле». (Из выступления Президента РК на утреннем заседании Саммита по ядерной безопасности, Вашингтон, 13.04.2010 г.).
  Впрочем, разоружение и нераспространение - процесс непростой. За последние годы в современном мире, кроме США, России, Великобритании, Франции и Китая, появились новые государства - обладатели атомного оружия - Индия и Пакистан - и, возможно, Израиль.
  Руководство Израиля не подтверждает и не опровергает утверждения о своих ядерных разработках. В статье журнала от 2002 года утверждается, что ядерный арсенал Израиля составляет от 75 до 200 единиц, включая бомбы, боеголовки ракет и, возможно, нестратегическое (тактическое) оружие.
  Индия не является участником ДНЯО, это означает, что юридически Индия является неядерным государством. Однако первое испытание ядерного устройства этой страной было проведено 18 мая 1974 года. В мае 1998 года были испытаны ядерные и термоядерные заряды. По данным журнала Виllеtіn оf tһе Аtomіс Scientists от 2010 года, ядерный арсенал Индии исчисляется 80-90 боеприпасами. По программе АТV (Аdvanced TechnologyVessel - «Судно передовой технологии») в Индии строятся три атомные подводные лодки. (Журнал «Военное обозрение», 17 марта 2011 г., статья «Ядерные силы Индии»), Пакистан фактически является ядерным государством. Он произвел первые испытания ядерных устройств 25 мая 1998 года. В журнале Виllеtіn оf tһе Аtomіс Scientists от 2011 года сообщается, что ядерные боеприпасы Пакистана составляют 90-110 единиц. Ими могут оснащаться самолеты-носители, баллистические ракеты и крылатые ракеты.
  КНДР присоединилась к ДНЯО, но в январе 2003 года объявила себя формально свободной от обязательств по ДНЯО. В феврале 2005 года КНДР впервые открыто заявила о создании в стране ядерного оружия. 9 октября 2006 года в КНДР был произведен первый ядерный взрыв, а 25 мая 2009 года КНДР провела вторые в своей истории подземные ядерные испытания.
  В ЮАР была осуществлена программа создания ядерного оружия. Считается, что в 1979 году Израиль и ЮАР совместно испытали в южной части Индийского океана ядерный заряд. Однако впоследствии ядерная программа была закрыта. В 1991 году ЮАР присоединилась к ДНЯО.
  Иран 9 апреля 2006 года присоединился к клубу держав, имеющих технологии для производства ядерного топлива. Об этом объявил президент
  страны Махмуд Ахмадинежад, заявив, что в Иране полностью завершена разработка технологии производства ядерного топлива в лабораторных условиях. В то же время на международном уровне продолжаются попытки убедить Иран полностью открыть свою ядерную программу для инспекций МАГАТЭ с тем, чтобы определить истинный характер направленности ядерной программы Ирана.
  Особую группу составляют страны, не имеющие ядерного статуса, но способные создать ядерное оружие, и воздерживающиеся, в силу политических и военных причин, от перехода в разряд ядерных государств. Это так называемые «латентные» ядерные государства (Аргентина, Бразилия, Египет, Ливия, Республика Корея и другие). Глава Международного агентства по атомной энергии Мохаммед Эль-Барадей в 2009 году сообщал, что около 30 стран могут в ближайшее время получить технологии для создания ядерного оружия.
  Нет сомнений в том, что стремление ряда государств и некоторых экстремистских организаций к обладанию ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения представляет реальную угрозу для международного сообщества.
  Президент Нурсултан Назарбаев 28 сентября 2006 года выступил в Вашингтоне с докладом на мероприятии фонда «Инициатива по сокращению ядерной угрозы», в котором заявил: «Наша планета стала менее стабильной, и количество членов «ядерного клуба» за последнее десятилетие расширилось. В него вступили Индия и Пакистан. Ряд всем известных стран лелеют ядерные амбиции. Более того, угроза применения ядерного оружия международными террористами стала устрашающей, но реальной перспективой». В этом же докладе Президент дал оценку ядерной угрозы на современном этапе: «В эпоху «холодной войны» ядерное оружие было фактором глобального баланса биполярного мира и, соответственно, ядерный конфликт обладал свойством обратимости... Сегодня же мир столкнулся с феноменом регионального ядерного противостояния, основная специфика которого состоит в том, что возможный ядерный конфликт будет носить необратимый характер. Стратегическим оружием в региональном ядерном конфликте, в отличие от стратегических межконтинентальных баллистических ракет, являются ракеты малой и средней дальности с ядерными боеголовками... В течение столь короткого времени совершенно невозможно исполнить весь тот сложнейший цикл действий, которые позволял сделать возможный конфликт при глобальном противостоянии обратимым».
  Нурсултан Назарбаев также предложил пути решения проблемы ядерного разоружения: «...Проблема всеобщего и глобального разоружения решится тогда и только тогда, когда ее будут решать не обладатели ядерного оружия, а международное сообщество всех - как ядерных, так и неядерных государств... Человечество продолжает искать новые пути, позволяющие существенно ослабить «центробежную» силу ядерного оружия... Должен появиться механизм обеспечения режима нераспространения как основного гаранта международной безопасности всех без исключения государств. Такой механизм должен основываться на трех принципах: нераспространение путем необладания, нераспространение путем неразмещения и нераспространение путем запрета на испытания. Мы убеждены, что государства, обладающие ядерным оружием, должны взять курс на неуклонное и поэтапное ядерное разоружение и заключение соглашений о контроле над вооружениями, которые влекут за собой не только демонтаж, но и необратимость».
  Идею о ядерном разоружении Нурсултан Назарбаев развил в ходе Вашингтонского саммита по ядерной безопасности в 2010 году: «Настало время узаконить новый формат «ядерного клуба», включив туда государства, де-факто имеющие ядерное оружие. Эти страны не должны оказаться по разные стороны. Этот клуб и каждый его член должны взять на себя обязательства действовать исключительно по согласованию с Советом Безопасности ООН. А страны, вынашивающие ядерные амбиции, обязаны полностью отказаться от них. В обмен на это они должны получить от всего «ядерного клуба» подтвержденные Советом Безопасности гарантии неприменения к ним ядерного оружия и защиты в случае нападения. В отношении же стран, которые не пожелают присоединиться к этому процессу, Совет Безопасности ООН должен применять решительные меры, вплоть до санкций и принуждения... В то же время мы поддерживаем законное и неотъемлемое право каждого государства - члена ДНЯО развивать и использовать мирную ядерную энергетику на основе соблюдения всех требований МАГАТЭ. Здесь не должно быть монопольных подходов и двойных стандартов».
  На Сеульском саммите по ядерной безопасности 27 марта 2012 года Глава государства отметил, что «эрозия режима ДНЯО стала реальностью, а неконтролируемое расширение круга ядерных государств остается одной из наиболее серьезных угроз XXI века. Некоторые государства рассматривают обладание ядерным оружием как фактор безопасности. Опираясь на опыт моей страны, добровольно отказавшейся от четвертого в мире ракетно-ядерного арсенала, могу заявить: настоящие гарантии безопасности дает устойчивое социально-экономическое развитие... Полагаю, принятие в перспективе Всеобщей декларации безъядерного мира стало бы важным шагом на пути к Конвенции по ядерному оружию».
  Таким образом, наряду с подписанием и вступлением в силу Договора о СНВ-3 и реально обозначившимися перспективами по дальнейшему сокращению ядерных арсеналов России и США, пока не отмечается аналогичных далеко идущих шагов со стороны других признанных ядерных держав. В отдельных регионах планеты имеется ряд государств, стремящихся реализовать свои амбициозные планы по достижению регионального лидерства путем овладения атомным и другими видами оружия массового уничтожения. И, конечно же, известно стремление террористических организаций к приобретению оружия массового уничтожения.
  В этих условиях глобальные и региональные инициативы Президента Нурсултана Назарбаева в области разоружения и нераспространения, а также обеспечения безопасности ядерных материалов являются не только выверенными и востребованными, но и способными придать необходимый импульс этим важнейшим глобальным процессам.
  В преддверии 29 августа - знаковой даты закрытия Семипалатинского полигона Нурсултаном Назарбаевым, объявленной ООН Международным днем действий против ядерных испытаний, инициативы Лидера Казахстана приобретают все большую актуальность.

Асылбек Мендыгалиев
ведущий научный сотрудник Института государственности, проблем
безопасности и развития «Назарбаев центра»

Мендыгалиев А. Тернистый путь разоружения // Казахстанская правда. - 2012. - 16 августа. – С.5